Как разговаривать с ребенком о происходящем?
Как правильно преподнести ребенку информацию о происходящих событиях — вопрос непростой. Но говорить с детьми на сложные темы важно и нужно, как это лучше сделать — отвечает клинический психолог-консультант Сергей Кононенко.
- Позаботиться о себе
Маску сначала надевают на себя, а потом на ребенка. И чтобы быть опорой для близких и своего ребенка, нужно нормализовать свое состояние и восстановить ресурс. Это могут быть любые расслабляющие практики, которые вам помогают. Ресурсные — физические упражнения, творчество. Подойдет все, что придает вам сил и не вредит вашему здоровью или здоровью окружающих. Если вы не говорите о тревоге, то это не значит, что ребенок ее не почувствует. Уверенные и спокойные поступки родителей вселяют те же чувства уверенности и спокойствия в ребенка.
Экстремальные события разрывают привычную «ткань времени» — это внутреннее непрерывное ощущение жизни. Вне зависимости от внешних обстоятельств необходимо это внутреннее ощущение вернуть: максимально возвращать в свою жизнь рутину — начиная от заправки постели и чистки зубов, заканчивая работой и творчеством. Мозг любит рутину — так он экономит ресурсы, а мы получаем снижение тревожности, так как действуем в пределах нашей зоны контроля.
- Поговорить
Иногда родителям кажется, что с детьми не стоит обсуждать некоторые происходящие вещи, чтобы защитить их. Хоть дети, особенно маленькие, могут не до конца понимать услышанное, они хорошо чувствуют состояние близких. И раз его родителям плохо, значит произошло что-то нехорошее. И если ситуацию не обсуждать, то ребенок остается один на один со своими чувствами и догадками. Дети могут преувеличивать происходящее и представлять себе все в более страшном свете, чем есть на самом деле.
Вспомните себя в детстве. Сопоставьте, какие в то время были тревожные новости. Наверняка, о многом вы не знали, может быть, есть какие-то обрывочные воспоминания. Но касаться они будут, скорее всего, не того, что было в СМИ, а того, как вели себя ваши родители и другие старшие. Того, какая была обстановка в доме, общая атмосфера. Родитель или опекун — оплот стабильности для ребенка. Чем родитель понятнее, предсказуемее и стабильнее, тем для ребенка стабильнее и предсказуемее воспринимается окружающий мир.
Поэтому важно разговаривать с ребенком, постараться объяснить, что происходит, учитывая возраст, и убедить его, что он находится в безопасности, что вы рядом. Рассказывать о страшных подробностей не стоит.
Если у ребенка есть вопросы — отвечайте не больше и не меньше, чем на поставленный вопрос, не уходите в детали. Акцентируйте внимание на том, что окружает ребенка — ему нужно понимать какие ближайшие планы (особенно то, что они будут выполнены, что они достижимы). Постарайтесь создать максимально возможную стабильность и предсказуемость в «детском мире» своего чада.
Маленькие дети не понимают значения денег, экономической ситуации и т.п. Но они четко фиксируют — было ли выполнено обещание родителем. Поход в кино, игрушка, «вкусняшка». Выполненное обещание говорит не только о предсказуемости и стабильности родителя, но и всего мира.
- Быть рядом
Так же, как и когда ребенок боится монстров под кроватью. Мы не погружаемся в страх вместе с ребенком, а показываем ему, что такое «бояться вместе»: мы можем вместе с ним заглянуть под кровать. И доказать, что безопасность есть. Родительское спокойствие успокаивает ребенка.
Будьте готовы принять разные эмоции ребенка и обязательно дайте ему понять, что испытывать любые эмоции — нормально. Если он хочет плакать, дайте ему выплакаться, если он зол, найдите способ, чтобы он смог выразить свою агрессию безопасным способом, например, побив подушку. Вы можете поделиться своим опытом и узнать, как именно вы сейчас можете поддержать его.
- Занять деятельностью
В зависимости от возраста и навыков, можно привлечь ребенка к быту — ничего не дает большего ощущения «взрослости», чем возможность разделить взрослые обязанности. Это может быть уборка, готовка, совместный поход в магазин. Если ребенок маленький, то можно поручить заботу о своей любимой игрушке.
Как разговаривать с подростками?
Для начала нужно узнать у подростка, что он знает о нынешней ситуации. Это поможет вам понять, на что стоит обратить внимание и прояснить.
Объясните свое отношение к ситуации, если возникнут разногласия, выслушайте мнение подростка и дайте ему понять, что он может думать иначе. Дети старшего школьного возраста могут иметь свою сформировавшуюся позицию, которая, в силу особенностей подростков, будет считаться ими внутренне непротиворечивой, идеальной и состоявшейся. Это нормально. Подростку может быть важно не столько то, чтобы вы разделяли его мнение, а чтобы не мешали иметь собственное — так как личностная идентичность еще формируется, подростки крайне болезненно реагируют на все, связанное с уважением. Дать свободу иметь подростку свое мнение — достаточное уважение для него. Если у вас возникают разногласия, доходящие до ожесточенных споров, то можно, например, предложить взаимный нейтралитет. Любые экстремальные ситуации и конфликты рано или поздно заканчиваются. Но пока они в «горячей фазе» — действуют деструктивно, разделяя людей и целые группы. Особенно легко ухудшить отношения с подростком, утратить доверие, а на его возвращение могут потребоваться годы. Доверие и взаимное уважение в отношениях на первом месте.
Наш век — век связей, личных, семейных, профессиональных. Они всегда понадобятся. Особенно они будут необходимы в будущем. Разорвать их — очень легко Выстраивать связи — долгая работа. Сохраните их.