Телемедицина

02 August 2019
Телемедицина

Медицина является одной из самых прогрессирующих отраслей - обновление медицинских знаний происходит ежегодно, появляются новые диагностические и лечебные технологии, позволяющие достигать результатов, которые еще 20 лет назад казались фантастическими.

Технологический прогресс внедряется не только в процесс лечения и диагностики, а также во взаимоотношения участников процесса оказания медицинской помощи. Речь идет о телемедицине.

Телемедицина - это предоставление медицинской помощи и других медицинских услуг (например, собрание консилиума, образовательные мероприятия) в условиях пространственной удаленности участников процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий для обмена необходимыми сведениями в процессе диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований, а также образования медицинских работников в интересах повышения качества и доступности медицинской помощи.

Предпосылками развития телемедицины явились следующие факторы:

  1. Постоянное развитие рынка технологий (различные приложения, девайсы, позволяющие контролировать показатели здоровья дистанционно как под контролем врача, так и самостоятельно). Производители прикладывают все усилия, чтобы их продукт был наиболее удобным в использовании в качестве инструмента телемедицины;

  2. Совершенствование медицинских электронных систем (электронные амбулаторные карты и истории болезни, диагностические системы), которые во многих случаях оснащены системой поддержки решений медицинских работников при ведении (лечении и диагностике) пациентов; некоторые из них уже позволяют внутри системы использовать дистанционные информационные технологии;

  3. Рост кадрового недостатка медицинских работников (особенно в сельской местности), который способствует нарастанию потребностей жителей отдаленных районов в медицинском наблюдении;

  4. Повышение стоимости медицинской помощи в условиях больниц, при этом, нахождение для части пациентов в больнице нецелесообразно. Имеет смысл перенести наблюдение за такими пациентами в менее «дорогие» учреждения (приюты, дома престарелых) по уходу или же дома под дистанционное наблюдение медицинских работников;

  5. Нарастание ожиданий потребителей медицинских услуг в отношении удобства, возможности консультации в условиях реального времени с медицинским работником.

Телемедицинские взаимодействия возможны в нескольких формах:

  • Между медицинскими работниками, когда коллеги консультируют друг друга при оказании медицинской помощи пациенту. Такое взаимодействие может осуществляться через электронную почту и видео. Наиболее часто такая практика применяется в лучевой диагностике, дерматологии, неотложной травматологии, интенсивной терапии (чаще отделения реанимации), а также при контроле за действиями хирурга при проведении оперативного вмешательства; сюда же можно отнести и образовательные мероприятия для медицинских работников;
  • Между медицинским работником и пациентом, когда пациент обращается за консультацией медицинского работника (единично или в процессе наблюдения) с помощью видео, телефонной связи, электронной почты, различных переносных устройств, контролирующих показатели здоровья пациента и т.п. Наиболее часто такое взаимодействие имеет место при ведении врачом пациентов с хроническими заболеваниями, с психическими расстройствами; при контроле за приверженностью пациентом терапии (прием лекарств и выполнение процедур), а также при консультировании родственников в вопросах ухода за пациентом во внебольничных условиях;
  • Между пациентом и различными мобильными технологиями (чаще всего приложения на смартфоны, «умные» переносные девайсы, видео, веб-сайты и даже игры) в качестве средств контроля за физической активностью, питанием, сном и т.п., доступа к образовательным мероприятиям, а также ознакомления с последними новостями в сфере медицины.

В России в 2017 году в основной Федеральный закон №323 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» введена статья 36.2. «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий», которая говорит о том, что консультация пациента или его законного представителя с помощью «телемедицины» может быть осуществлена для решения вопроса об очном приеме или же, если такой прием состоялся, то для оценки эффективности лечения, контроля за состоянием здоровья и коррекции лечения.

Возможно проведение одноразовой консультации «для профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента» (цитата из вышеуказанного документа).

Дистанционное наблюдение за пациентом назначается врачом только после очного приема. Первичное лечение врачом назначается только на очном приеме, а вот коррекция лечения может осуществляться и дистанционно, опять же, только после установления врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме.

Большое внимание при развитии телемедицины в России уделяется вопросам защиты персональных данных, идентификации и аутентификации, а также регистрации участников дистанционного взаимодействия и устройств для мониторинга за показателями здоровья в различных информационных системах.

Таким образом, телемедицина является перспективным направлением, предоставляющим как врачу, так и пациенту доступ к новым возможностям.

Установите бесплатное мобильное приложение
Статьи, видео, подкасты и советы для здоровья — в вашем смартфоне
phone with qr