Почему нам не нравится звук собственного голоса?
Вы когда-нибудь испытывали неловкость, стыд или даже отвращение, когда прослушивали свой голос в записи? Вы не одиноки! У этого явления даже есть название — голосовая конфронтация. Почему так происходит, расскажем в этой статье.
Слух работает так: колебания воздуха попадают на барабанную перепонку, она передает вибрации в среднее ухо. В нем расположены три маленькие косточки — молоточек, наковальня и стремечко, — которые передают звук на улитку. Она переводит шум в импульсы, которые и воспринимает мозг.
В ухе есть специальный механизм защиты от громких звуков — сокращение мышц и уменьшение звукового давления. Поскольку «раздражитель» в виде нашего голоса громче многих внешних звуков, косточкам приходится сильнее вибрировать. Голос искажается и кажется ниже, чем есть на самом деле. И не нравится он нам как раз потому, что мы привыкли к другому звуку.
Но дело не только в звуке. Как показало одно американское исследование, билингвы, освоившие второй язык после 16 лет, испытывали больший дискомфорт при прослушивании записи своей речи на родном языке, по сравнению с теми, кто говорил на двух языках с детства.
А в исследовании 2013 года американские ученые попросили респондентов прослушать записи разных голосов и оценить их привлекательность. Когда в аудиофайлы добавили фрагменты собственных голосов участников (но сами слушатели об этом не знали), записи понравились респондентам больше. А значит, не нравится нам именно несоответствие между «нормальным» и реальным голосом, а не само звучание.
Доктор Силке Паульманн, психолог из Университета Эссекса, считает, что «голос играет огромную роль в формировании нашей идентичности, и никому не нравится осознавать, что мы на самом деле не те, кем себя представляем».
Между голосом в записи и тем, как мы слышим его сами, есть существенное различие. Нам может казаться, что мы контролируем беспокойство, печаль, гнев и другие переживания, а микрофон их фиксирует.
Марк Пелл, нейробиолог из Университета Макгилла, объяснил, что в записи мы слышим голос изолированно, отдельно от мыслей, жестов, мимики и поведения. «Я думаю, что мы сравниваем наши собственные впечатления от голоса с пониманием, как нас должны оценивать другие люди, что вызывает грусть или недовольство, ведь образ редко отражает те черты, которые мы хотим выразить».