Как остановить буллинг: «Дети не злые. Им нужно показать, что можно по-другому»
Каждый третий школьник переживает травлю со стороны сверстников. А некоторые дети проявляют агрессию сами. О том, каким может быть буллинг, почему он происходит и как помочь, мы поговорили с подростковым психологом Юлией Рыбочкиной.
Мы разделяем мнение специалиста: Не важно, как человек выглядит, из какой он семьи, как учится, — никто не имеет права его обижать.
— Какой бывает травля?
— Это могут быть побои, «стрелки», издевательства. А еще есть «невидимые дети» — с ними никто не дружит, не обращает внимания, их как будто нет. И это состояние аутсайдера тоже приносит дискомфорт.
— Кого обычно травят?
— Это могут быть дети, которые чем-то отличаются, — худенькие, полненькие, высокие, низкие, с особенностями, дети с СДВГ, которые унижаются перед другими, чтобы не чувствовать одиночества. Страдают от травли и дети, которые не вписываются в коллективные нормы. Здесь важно умение идти на компромисс, где-то подстроиться, быть уместным. Иногда дело в том, что дети не могут общаться на равных.
— Если ребенок не дает отпор, он автоматически становится жертвой?
— Не всегда. Бывают неконфликтные дети, которых все защищают. Здесь важно сказать про алекситимию — когда люди не понимают свои чувства и эмоции, кроме самых базовых, и не умеют считывать эмоции других. Нужно иметь базовое доверие к миру — если его нет, дети становятся очень ранимыми, не умеют проигрывать (а это очень важный навык, которому детей нужно учить). Важно и просоциальное поведение — умение начать и поддержать беседу, сделать комплимент, поинтересоваться жизнью другого человека, помнить о том, из-за чего он переживает. Есть техника 10 слов, которая поможет подружиться, — «Привет, как твои дела, у меня тоже все хорошо, пока».
— Что делать, если ребенок не идет на контакт с другими?
— Некоторым людям просто комфортно с самими собой, это нормально. Но бывает, что дети прошли через такой буллинг, что потеряли веру в людей и перестали в них нуждаться. Чтобы понять, что происходит с ребенком, нужно вести себя корректно по отношению к нему и не проецировать свои страхи. Можно спросить, как дела, посмотреть вместе кино, почитать книгу и обсудить, аккуратно поделиться историей из своей жизни.
— Как родители могут помочь?
— Людям важно получать поддержку, когда их любят и ценят, а не лезут с непрошенными советами. Часто хочется, чтобы просто выслушали и посочувствовали. Но если мы видим, что ребенок приходит в разорванной одежде, грязный, уставший, нужно аккуратно поинтересоваться, что произошло. А потом осторожно предложить свою помощь. Если ребенок рассказал, что его обижают, спросите — нужно ли вам вмешаться. Если ребенок избегает школу, подойдите к классному руководителю.
— Если ребенок не может обратиться к родителям, куда ему идти?
— Нужно искать поддержку. Важно понимать, что просьба о помощи — это не ябедничество, а защита себя. Для этого есть специальные сайты, федеральный телефон доверия, школьный психолог, классный руководитель, психологические центры [не могут помогать детям до 16 лет без разрешения родителя или опекуна]. Можно подойти к любому значимому взрослому — тренер, хореограф, учитель.
— Что будет, если ничего не делать?
— Иногда все заканчивается хорошо, достаточно просто другого поддерживающего коллектива (музыкальная школа, группа в университете). Иногда развиваются нарушения социализации, недоверие к людям, уверенность в неуспехе и попытки не делать ничего, лишь бы не стало хуже. Самое страшное — суицид.
— А кто обычно травит?
— Буллерами становятся дети из семей, где общаются через унижения и оскорбления. Иногда это люди, которые сами пострадали от насилия. Некоторые дети боятся попасть под удар и становятся задирами или их «помощниками». Редко это люди с психопатическим расстройством, которые выбирают жертву и бьют точечно, их сложно поймать.
— Как им помочь?
— Некоторые люди понимают только силу, и с ними придется говорить строго. Иногда можно поручить буллеру опекать более слабого ребенка. А еще важно увидеть в буллере человека — не только ругать и наказывать, но интересоваться и слушать, — и он отзовется. Я верю, что дети не злые. Им нужно показать, что можно по-другому.