Как оформить инвалидность

29 September 2019
Как оформить инвалидность

Понятие «инвалидность» тесно связано с понятием «стойкая нетрудоспособность» – длительная и постоянная нетрудоспособность или значительное ограничение ее, вызванное хроническими болезнями (травмой, анатомическим дефектом), которые привели к нарушению функционирования организма. Группа инвалидности устанавливается в зависимости от степени утраты трудоспособности. Инвалидность – категория юридическая, при получении которой инвалид получает дополнительные права.

Как оформить инвалидность?Претендент на получение инвалидности должен обладать признаками ограничения трудоспособности, т.е. его заболевания действительно не позволяют ему выполнять свои трудовые обязанности, или же, если речь идет о неработающем гражданине – нарушают его жизнедеятельность, человек нуждается в посторонней помощи и социальной защите.Для получения инвалидности человеку нужно пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) – процедуру, на которой комиссия из врачей определяет степень утраты трудоспособности и устанавливает группу инвалидности, а также меры социальной защиты.

Направление на МСЭ можно получить в поликлинике по месту жительства у участкового врача, если речь идет об общем профиле заболеваний. Если пациент наблюдается в специализированном учреждении, например, в психоневрологическом или онкологическом диспансерах, по офтальмологическому или сурдологическому (нарушение слуха) профилям и т.п., то направлением на МСЭ занимаются в этой организации. В случае, если пациент не уверен куда ему обращаться, то стоит посетить участкового врача – он сориентирует.

К участковому врачу нужно прийти на прием с медицинской документацией, которая подтверждает наличие заболеваний. Это выписки из больниц, заключения специалистов и различных обследований. Лучше сделать копии этих документов, т.к. оригиналы должны храниться у пациента, а врачу нужно время, чтобы с ними ознакомиться. Также с собой нужно принести копии паспорта с пропиской, снилс, медицинского полиса и копию трудовой книжки.

На основании полученных документов, расспроса и осмотра пациента, участковый врач формирует эпикриз врачебной комиссии, где отражает все полученные данные. Этот эпикриз он предоставляет заведующему отделением, который также знакомится с документами, если необходимо вносит свои коррективы, и направляет этот эпикриз врачу-методисту поликлиники. Методист формирует план обследования в поликлинике пациента. Необходимый минимум, 3 врача, один из них всегда терапевт, общий анализ крови и мочи, флюорография, экг, но этот перечень может быть расширен в зависимости от сопутствующих болезней. Также методист может передать основное оформление документации узкому специалисту. Например, после инсульта или пациенту с хроническим неврологическим заболеванием – неврологу, после инфаркта – кардиологу и т.п.Однако, не всегда такая «передача» возможна (например, нет ревматолога в поликлинике), тогда с этой задачей будет справляться участковый врач. Бывает, что у пациента недостаточно оснований для оформления инвалидности, тогда в оформлении инвалидности может быть отказано.
Подготовка к прохождению комиссии внутри поликлиники, таким образом, занимает несколько дней.

Когда план обследования в поликлинике сформирован, ответственный врач выдает пациенту посыльный лист – форма 088/У, с которой пациент посещает консультации необходимых специалистов, и выдает направления на обследования. Первый этап оформления инвалидности в поликлинике по месту жительства. После прохождения нужных врачей и обследований, пациент приходит к ответственному врачу, который вносит результаты, заполняет посыльный лист (форма 088\у) и прикладывает ваши документы, заключения и выписки. Этот лист передается методисту, который отдает его и другие документы в бюро МСЭ. Эта отдельная организация, которая не относится к поликлинике.Нужно пройти комиссию в поликлинике за 1 месяц.

Участковый врач после передачи документов в бюро сообщает дату и время освидетельствования в бюро МСЭ. В бюро с документами знакомятся врачи, которые работают там, осматривают пациента и определяют степень утраты трудоспособности и группу инвалидности. Если каких-то исследований недостаточно, то пациента могут направить на дообследование в поликлинику и назначат повторную явку на освидетельствование. Комиссия в бюро МСЭ – второй этап.

При присвоении группы инвалидности в бюро формируются рекомендации по реабилитации и социальной защите инвалида.

Установите бесплатное мобильное приложение
Статьи, видео, подкасты и советы для здоровья — в вашем смартфоне
phone with qr